Машины для маркировки покрытий и обстановки (маркировочные машины) предназначены для нанесения линий разметки дорожных и аэродромных покрытий, обозначения взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек, мест стоянок и перронов, а также для окраски элементов обстановки.
Маркировочные машины применяют для разметки предварительно очищенных, сухих асфальто- и цементобетонных покрытий в условиях умеренного климата при температуре воздуха от 5 до 40 °С. Средства механизации маркировки классифицируют по следующим признакам: функциональному назначению, мобильности, применяемому материалу, способу нанесения знака.
Выпускают маркировочные машины ручные (перемещаемые оператором), прицепные, которые используются при малых объёмах работ, и самоходные, смонтированные на колёсном тракторном или автомобильном шасси (рис. 1). Наибольшее распространение получили маркировщики на автомобильном и специальном шасси.
Рис. 1. Маркировочная машина: 1 – ручная; 2 – прицепная; 3 – самоходная на специальном шасси; 4 – самоходная на базе автомобиля
По типу разметочных материалов наиболее распространены машины, работающие на лакокрасочных и термопластичных материалах. Существуют четыре способа механизированного нанесения маркировочных линий и знаков лакокрасочными и термопластичными материалами: бескомпрессорный, гравитационный, пневматический и кинетический.
Бескомпрессорный способ состоит в том, что поток краски из резервуара поступает к краскораспылителю под давлением и, разрушаясь в насадке краскораспылителя, истекает из её выходного отверстия однофазной струёй. Давление в краскопроводной системе создается сжатым воздухом или насосом.
Гравитационный способ состоит в том, что материал, из которого выполняют маркировочную линию, разогревают до текучего состояния, и он поступает на покрытие самотёком. Формирование контуров линий происходит за счёт высокой консистенции материала и формы выходного отверстия. Гравитационный способ используют при маркировке термопластичными материалами.
Пневматический способ распыления лакокрасочных материалов является универсальным. Компрессор засасывает воздух из атмосферы и подает его под давлением в коммуникации, которые условно можно разделить на три ветви.
По одной сжатый воздух поступает в резервуар для краски, по другой – в бак для растворителя, по третьей – к краскораспылителю. Одновременно с подачей сжатого воздуха к краскораспылителю под давлением поступает лакокрасочный или термопластичный материал. В насадке краскораспылителя струя материала дробится направленным воздушным потоком и через щелевое отверстие в насадке истекает двухфазная диспергированная смесь.
Кинетический способ распыления красочных и термопластичных составов заключается в том, что материал поступает в краскораспылитель под давлением 3–12 МПа, создаваемым в системе насосной установкой. При истечении струи краски через отверстие малого сечения в атмосферу в результате резкого перепа, а давления поток материала дробится на мелкие частицы и образуется факел.
Из рассмотренных способов нанесения маркировочных линий на проезжую часть дороги и аэродромов наиболее широкое применение получили кинетический и пневматический способы благодаря надежности, ремонтопригодности и низкому расходу лакокрасочных материалов.
Машины для нанесения маркировочных линий условно делят на классы в зависимости от объёма и вида выполняемых работ. Обычно их снабжают несколькими видами рабочего оборудования, что повышает коэффициент их использования. Это может быть оборудование для производства работ лакокрасочными материалами, термопластиком, двухкомпонентными материалами и др.
Машины для нанесения, разметки термопластичной массой работают следующим образом. Материал для нанесения разметочных линий разогревается в специальных котлах до температуры текучести и самотеком поступает к рабочему органу. Рабочий орган (маркер, расположенный под платформой машины с левой стороны) предназначен для нанесения термопластика на покрытия. Он представляет собой небольшую ёмкость с заслонкой, открываемой гидроцилиндром. Для обеспечения установленной температуры термопластика в полых стенках маркера циркулирует индустриальное масло, разогретое в котлах газовой системой подогрева. Обогрев необходим для предотвращения налипания материала на стенки бункера. Налипший материал изменяет конфигурацию щели, что вызывает дефекты при выполнении работ. Остальное оборудование маркировочных машин не зависит от способа нанесения разметочного состава на покрытие, поэтому принципиальных конструктивных различий не имеет.
Для ориентирования маркировочной машины при движении ее по заранее размеченной линии служит визирное устройство, устанавливаемое на бампере автомобиля (рис. 2). Визирное устройство состоит из двух телескопических штанг, опорного колеса и визира. Телескопическое соединение штанг позволяет устанавливать опорное колесо с визиром в любой точке, удобной для водителя. В транспортном положении визирное устройство поднимают и закрепляют на бампере.
Обслуживающий персонал самоходных маркировочных машин состоит из двух человек: водителя и оператора. Рабочее место оператора расположено в задней части автомобильной платформы и оборудовано пультом, на котором смонтированы контрольно-измерительные приборы и органы управления маркером.
Рис. 2. Маркировочные машины: А – с кинетическим распылителем; Б – с термопластичным нанесением слоя.1 – выносной краскораспылитель; 2 – базовое шасси; 3 – рабочий орган (краскораспылитель); 4 – визирное устройство; 5 – бак для краски; 6 – газовые баллоны; 7 – котёл для разогрева термопластика; 8 – измерительный орган; 9 – маркер;10 – система теплоносителя
Процесс разметки осуществляется автоматически. Блок автоматического управления форсунками или заслонкой маркера расположен на пульте оператора и позволяет набирать любую из типовых программ разметки. Подъём рабочего оборудования в транспортное и опускание в рабочее положение происходит с помощью гидро- или пневмоцилиндра, укрепленного на раме автомобиля.
Производительность маркировочных машин определяется рабочей скоростью движения автомобиля при нанесении разметочных линий (υ = 0,556–6,944 м/с) и зависит от характера дорожной разметки, состава разметочного материала и способа нанесения его на покрытие.
Некоторые маркировочные машины снабжены системами для управления длиной штрихов и промежутков штриховых линий разметки, для поддержания заданной температуры разметочного материала и для управления толщиной наносимых линий. Для увеличения точности нанесения длины штрихов разработаны устройства автоматического управления с обратной связью. В форсунку для распыления краски устанавливают датчик моментов фактического открытия и закрытия выходного отверстия. Отсчёт длины штриха начинается с момента поступления сигнала с этого датчика.
Качественные и экономические показатели в значительной степени определяются уровнем механизации подготовительных и вспомогательных операций.
Наряду с совершенствованием оборудования для выполнения разметки традиционными материалами создают новые материалы и оборудование для их нанесения. Так, одно- и двухкомпонентные пластики не требуют нагрева при нанесении. Оборудование маркировочных машин для выполнения разметки холодными пластиками обычно работает по методу экструдирования пластика.
Рабочий орган обеспечивает высокое постоянство толщины линии при скорости нанесения разметки до 6 км/ч. В случае использования рефлектирующих микрошариков их засыпают в специальную ёмкость маркировочной машины, из которой они по трубопроводу попадают на горячую поверхность термопластика, нанесённого на покрытие.
Стеклошарики могут быть введены в краску или термопластик в процессе приготовления этих материалов или рассыпаны на поверхность свежеуложенного материала. Наиболее эффективной считается технология, при которой часть стеклошариков вводится в разметочный материал при его приготовлении, а часть рассыпается на свежеуложенный материал.