Оставьте заявку!

У нас на сайте Вы можете оставить заявку на нанесение дорожной разметки всех видов, закупку разметочных материалов и маркировочных машин. Для этого воспользуйтесь формой обратной связи в правом нижнем углу сайта.

Популярные статьи:

Воскресенье, 21 Февраль 2016 11:21

Видимость дорожной разметки: проблемы и решения

Увеличение автомобильного парка и объемов перевозок пассажиров и грузов ведет к постоянному росту интенсивности дорожного движения, в первую очередь в крупных городах и на прилегающих к ним территориях. Несоответствие реальной интенсивности движения состоянию улично-дорожной сети является причиной транспортных задержек, заторов, снижения скорости перевозок, перерасхода топлива и загрязнения окружающей среды.

Решение транспортной проблемы возможно различными путями. Если не рассматривать меры по значительному ограничению движения [вплоть до полного его запрещения], то двумя основными направлениями решения этой проблемы являются архитектурно-планировочное и организационное.

К архитектурно-планировочным мероприятиям относятся строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог, городских магистралей и улиц. Организационные мероприятия позволяют решать задачу относительно малыми затратами и в относительно сжатые сроки за счет изменения, упорядочения дорожного движения, в том числе за счет использования технических средств.

Дорожная разметка наряду с дорожными знаками, светофорами, направляющими устройствами является одним из технических средств организации дорожного движения. Их применение направлено на организацию и оптимизацию дорожного движения для уменьшения возможности возникновения и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, улучшения экологической ситуации, прежде всего в населенных пунктах и вдоль автомобильных магистралей.

Большая часть информации - около 90% - воспринимается человеком при помощи зрения. Именно зрительный анализатор позволяет наиболее полно, быстро, точно и с минимальными затратами энергии получить максимум информации об объектах, не имея непосредственного контакта с ними. Это в полной мере можно отнести и к водителям транспортных средств, и к другим участникам движения: пешеходам и пассажирам. Следовательно, можно сделать следующий вывод: горизонтальная дорожная разметка, впрочем, как и все остальные технические средства организации дорожного движения, должна быть хорошо видима участникам движения, а информация, заложенная в нее, должна восприниматься однозначно и моментально.

В отличие от дорожных знаков и светофоров, а также сигнальных столбиков, дорожная разметка [в основном] находится в поле зрения водителей гораздо большее время. Но это не может являться причиной недостаточного внимания к обеспечению ее видимости в различных условиях.

На основе получаемой информации водители принимают решения, определяющие режимы движения транспортных средств, то есть траекторию и скорость движения. Разметка проезжей части вынуждает водителей к более серьезной оценке траектории движения транспортного средства, так как позволяет более точно оценивать собственную скорость движения и встречного транспортного потока, делает заметными даже незначительные отклонения автомобиля от оси полосы движения.

Горизонтальная разметка играет значительную роль и для пешеходов. Прежде всего необходимо отметить обозначенияДорожная разметка. Пешеходный переход мест пешеходного перехода через проезжую часть и разметку краевых линий в загородных условиях и в местах прохождения автомобильных дорог через населенные пункты при отсутствии тротуаров.

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения" дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток при условии отсутствия снега на покрытии. Так как содержание автомобильных дорог, городских магистралей и улиц в снежном накате не допускается, то следует сделать вывод о необходимости наличия горизонтальной дорожной разметки в течение круглого года. Конечно, не только наличие снежно-ледяных отложений может явиться причиной отсутствия видимости горизонтальной дорожной разметки, даже если она полностью отвечает всем требованиям. Загрязнение покрытия грунтами, противогололедными материалами и т. д. также ведет к снижению различимости разметки.

Эффективность восприятия горизонтальной дорожной разметки зависит от целого ряда факторов, которые могут быть распределены в зависимости от принадлежности к дороге, водителю, непосредственно горизонтальной дорожной разметке, автомобилю и среде. Однако прежде всего следует рассмотреть условия освещенности разметки.

Видимость горизонтальной разметки характеризуется величиной коэффициента равного отношению яркости поверхности к освещенности этой поверхности. Оценка видимости разметки производится в следующих условиях: водитель находится в легковом автомобиле [устанавливается высота расположения его глаз], а горизонтальная дорожная разметка - на определенном расстоянии от водителя.

В светлое время суток в основном имеет место диффузное, или рассеянное освещение, создаваемое солнечным светом. В этом случае освещенность моделируется при помощи стандартного источника света D 65, расположенного под углом 90° к разметке и имитирующего рассеянный солнечный свет. Параметр, определяющий видимость разметки в таких условиях, носит название коэффициент яркости при диффузном освещении.

В темное время суток освещенность горизонтальной дорожной разметки может формироваться тремя различными вариантами. Во-первых, возможно освещение разметки светом фар транспортных средств. Этот случай характерен для большинства загородных автомобильных дорог. Во-вторых, возможно освещение разметки наружными осветительными установками. Данный вариант характерен для магистралей и улиц городов. И, в-третьих, возможно сочетание двух первых вариантов.

При освещении горизонтальной дорожной разметки фарами автомобиля свет падает на разметку под небольшим углом, определяемым высотой расположения фар и расстоянием между ними, а также разметкой. При определении видимости разметки в темное время суток в отраженном свете фар применяется стандартный источник света А, а оцениваемый параметр называется коэффициентом световозвращения. При наличии наружного искусственного света условия освещенности в значительной степени повторяют светлое время суток.

Величина коэффициента световозвращения во многом определяется наличием стеклошариков на поверхности элементов горизонтальной дорожной разметки. Важность представляет не только количество стеклошариков, но и их качество, а также степень заглубления.

Начиная с 2000 года в Московском автомобильно-дорожном институте [Государственном техническом университете] на кафедре дорожно-строительных материалов проводятся исследования светотехнических и других параметров дорожной разметки и материалов, применяемых для ее устройства. Наличие уникального оборудования позволяет проводить работы как в лабораторных условиях, так и в полевых.

Анализ результатов исследований, включая данные контроля качества горизонтальной дорожной разметки на различных объектах [федеральные и территориальные автомобильные дороги, магистрали и улицы городов более чем в десяти субъектах Российской Федерации], позволил сделать вывод о несовершенстве нормативной базы, регламентирующей требования к разметочным материалам и дорожной разметке, методам их контроля. И прежде всего это распространяется на вопросы нормирования параметров, определяющих видимость разметки в различных условиях освещенности и, соответственно, их объективной оценки.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим технические требования к дорожной разметке в России является ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования". В этом же национальном стандарте устанавливаются и требования к разметочным материалам. Среди основных недостатков этого нормативного документа в рамках рассматриваемой темы стоит отметить следующие:

  • отсутствуют требования к видимости горизонтальной дорожной разметки в светлое время суток водителями транспортных средств;
  • не обосновано нормирование коэффициента световозвращения: явно завышены требования к этому параметру для автомобильных дорог
  • первой категории и городских магистралей непрерывного движения, а на автомобильных дорогах низких технических категорий данный
  • параметр не нормируется, а также не учитывается наличие или отсутствие наружного освещения;
  • не могут быть признаны удовлетворительными методики контроля нормируемых параметров.

С целью совершенствования нормативной базы в области нормирования параметров дорожной разметки в МАДИ [ГТУ] по заказу Министерства транспорта Российской Федерации было подготовлено Изменение № 1 в ГОСТ Р 51256-99, которое в настоящее время проходит утверждение. В нем содержится большое количество изменений и дополнений, в том числе связанных с нормированием видимости.

В начале 2004 года "Росавтодором" были утверждены и введены в действие два документа, разработанные в МАДИ [ГТУ] и также непосредственно связанные с дорожной разметкой. Первый документ - "Рекомендации по контролю качества горизонтальной дорожной разметки". В этих рекомендациях приведены методы операционного, приемочного и эксплуатационного контроля качества горизонтальной дорожной разметки автомобильных дорог, магистральных дорог и улиц населенных пунктов, выполненной из различных материалов [краски, термопластики, холодные пластики, полимерные ленты, готовые формы]. Особая роль в Рекомендациях отведена контролю качества коэффициента яркости при диффузном освещении и коэффициента световозвращения.

Вторым документом являются "Рекомендации по проведению сравнительных испытаний дорожной разметки на федеральных автомобильных дорогах". В них изложена методика проведения сравнительных испытаний материалов для горизонтальной дорожной разметки на федеральных автомобильных дорогах. Целью проводимых полевых испытаний является получение объективной информации о разметочных материалах в реальных условиях эксплуатации.

Наличие нормативных документов, отражающих современные требования к горизонтальной дорожной разметке, обоснованный выбор материалов и технологий, обеспечение требуемого уровня содержания автомобильных дорог, а также проведение объективного инструментального контроля качества разметки позволят обеспечить ее видимость в различных условиях. А это, в свою очередь, позволит повысить эффективность использования средств и безопасность всех участников дорожного движения.

 

В.Н. Cвежинский, старший научный сотрудник МАДИ [ГТУ], директор ООО "МАДИ Дорконтроль"

Рекомендуем прочитать: