Популярные статьи:

Вторник, 12 Май 2015 15:54

Мировой опыт перехода на использование водно-дисперсионных красок для разметки дорог

Ермолюк Р.С. Мировой опыт перехода на использование водно-дисперсионных красок для разметки дорог

Аннотация. Выполнен анализ и оценка мирового опыта внедрения законодательных ограничений содержания растворителей в лакокрасочных материалах для разметки автомобильных дорог. Установлены возможные последствия введения подобных инициатив в Украине. Сделан вывод о целесообразности применения такого законодательного регулирования.

Ключевые слова: лакокрасочные материалы, водно-дисперсионные краски, дорожная разметка, летучие органические соединения.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние годы в связи со значительным увеличением парка легкового и грузового автотранспорта возросла роль технических средств, обеспечивающих организацию и безопасность дорожного движения.

Одну из важнейших ролей здесь играют качество и функциональность дорожной разметки, обладающей особенностями, которые не свойственны дорожным знакам, светофорам, сигнальным столбикам. Линии и символы дорожной разметки позволяют точно узнать границы полос движения, места остановки транспортных средств, области, где разрешена и запрещена стоянка автомобилей, расположение пешеходных переходов [1].

Анализ последних исследований, в которых начато решение проблемы. В настоящее время во всем мире ассортимент материалов для разметки автомобильных дорог представлен следующими видами: краски, термопластики, холодные пластики, спрейпластикы, полимерные ленты [2].

Но, наиболее распространенным в мире материалом для нанесения дорожной разметки является краски. Это связано с тем, что краски дешевле чем другие материалы для разметки. Существующие разметочные краски можно разделить на две группы [3]:

1) краски на органических растворителях;

2) водно-дисперсионные краски.

Водно-дисперсионные лакокрасочные материалы получили широкое применение в декоративном секторе [4,5,6]. И, если за границей водно-дисперсионные краски используются и для специального назначения, то в Украине такие технологии не получили развития, это также касается создания и применения водно-дисперсионных красок для устройства разметки автомобильных дорог. Ведь, известно, что основной материал для устройства разметки на дорогах Украины это краски на органических растворителях.

Цель исследования. Проследить и выполнить анализ опыта различных стран мира во внедрении красок для создания разметки автомобильных дорогах. Установить возможные последствия введения в действие подобных инициатив в Украине.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ ситуации на мировом рынке разметочных материалов показывает, что в последние десятилетия наблюдается четкая тенденция перехода от использования для разметки дорог красок на органических растворителях к использованию красок [7,8].

Такой переход вызван нижеуказанным причинам.

1. Экологичность красок: малое содержание (до 5%) летучих органических соединений (ЛОС) или их полное отсутствие и, как следствие, слабая токсичность являются основными экологическими преимуществами применения водно-дисперсионных красок для разметки дорог.

2. Экономические причины: расход красок для разметки на 6-8% ниже по сравнению с красками на основе растворителей, за счет более
высокого содержания сухих веществ [8].

3. Безопасность красок для человека проявляется, как уже говорилось, в отсутствии токсичности.

4. Законодательное ограничение использования красок с высоким содержанием органических растворителей.

Среди перечисленных причин наибольшее влияние в мире на переход к использование красок для разметки дорог имеет именно государственное регулирование. Экологические законы ограничивают содержание растворителей в красках, тем самым, фактически способствуют использованию красок, в которых содержание растворителей менее 5%.

Для того, чтобы отразить мировой опыт перехода на использование водно-дисперсионных разметочных красок рассмотрим законы, которые принимались в различных странах по ограничению содержания растворителей в красках и последствия их действия:

- В Нидерландах, ограничивается содержание ЛОС до 28%;

- В Австрии, содержание растворителя в красках для дорожной разметки ограничено до 25% (при этом в краске должно быть более 75% сухого остатка);

- В Германии, содержание растворителя в материалах для дорожной разметки не должен превышать 25% (при этом в краске должно быть минимум 75% сухого остатка).

Ограничения, установленные в этих государствах в целом мало влияют на увеличение использования водных красок для разметки, потому что по статистическим данным в этих странах все еще больше используются органорастворимые краски.

- В Финляндии фактический запрет краски для дорожной разметки на основе растворителя, вступило в силу с 2007 года. По закону, содержание ЛОС должен составлять не более 2%;

- В США в Законе о чистом воздухе 1990 ограничено содержание ЛОС в архитектурных покрытиях, к которым также отнесены краски для дорожной разметки, в пределах 150 г/л, что эквивалентно 10%. А в некоторых регионах с 2011 года в США пределы ЛОС составляют 100 г/л, то есть около 2% [9];

- В Канаде, ограничения для дорожной разметки были реализованы в 2008 году, и вступили в силу в сентябре 2012 года. По законодательству Канады, максимальное содержание растворителя 150 г/л (10%) для разметки, которая используется с 1 мая по 15 сентября и 450 г / л (25%) для разметки, которая используется в другие периоды года. По информации производителей, на канадском рынке в 2005 году доминировали краски для разметки на основе растворителей, но в течение 3-5 лет, перед будущим регулированием, судьба красок на основе растворителей снизилась до 10% [10];

- В Австралии с 2007 года работает закон, ограничивающий ЛОС в красках для разметки на основе растворителей до 450 г/л, а в красках на водной основе - в 60 г/л, то есть 2% [11];

- В Новой Зеландии в 2009 году вступил в силу закон об ограничении содержания ЛОС до 60-100 г / л или 2% в красках, в том числе для разметки автодорог [12];

- В Швеции, еще в 1986 году, шведская организация дорожной разметки приняла решение ограничить содержание растворителя в разметочных материалах.

Предельное значение растворителя при этом составляет 2%. На рисунке 1 показан индекс продаж материалов для разметки (1988 = 100) [8]. Он свидетельствует о постоянном уменьшении продаж красок на основе растворителей начиная с 1988 года в Швеции, и увеличение продаж красок на водной основе с 1995 года;

Рисунок 1. Переход от красок на базе растворителей, к краскам на водной основе для дорожной разметки Швеции по индексу продаж (1988=100)

 

- В Евросоюзе принята Директива 2004/42 / EC [13], которая ограничивает содержание ЛОС в декоративных красках. При этом она не затрагивает краски для разметки дорог. Но, в ЕС уже рассматриваются направления расширения сферы действия
вышеупомянутой директивы. И здесь на особом счету краски для разметки дорог. В связи с этим Институт экологических стратегий Ökopol провел исследования разметочных красок и предложил уменьшить содержание ЛОС в красках для разметки дорог до 60 г/л (2%).

Принятие таких стандартов лишь вопрос времени. Оценка экономического влияния, связанного с возможностью внедрения в Украине законодательного ограничения содержания растворителей в красках для разметки дорог позволит понять реальность и целесообразность такой инициативы. Но, для введения в действие таких норм могут потребоваться дополнительные расходы. Поэтому, стоит установить определенные категории расходов, их размер и целесообразность.

Итак, основные экономические последствия будут включать:

1. Расходы на обучение сотрудников. Существенных различий при использовании материалов на водной основе нет. А расходы на дополнительное обучение по обращению с материалами могут взять на себя компании-поставщики ЛКМ.

2. Материальные расходы. В настоящее время все альтернативные материалы для дорожной разметки (термопластики и холодные пластики) являются дороже краски на основе растворителей. Тем не менее, материалоемкость водно-дисперсионных красок составляет, как уже отмечалось, от 6% до 8% ниже по сравнению с красками на основе растворителей, за счет более высокого содержания сухого остатка. В Украине большая часть дорожной разметки выполняется с использованием лакокрасочных систем на основе растворителей, поэтому внедрение подобного законодательного регулирования может негативно повлиять на экономику. Но, в связи с тем, что цены на органорастворимые и водно-дисперсионные краски в настоящее время идентичны это влияние будет минимальным. К тому же, ожидается дальнейший рост цен на краски на основе растворителей в связи с прямой привязкой цен на растворители к ценам на нефть.

3. Расходы на испытательные и сертификационные институты. Как известно, материалы для дорожной разметки должны быть официально одобрены, классифицированы и сертифицированы для их специального назначения. В Украине такие требования утверждены в ГСТУ 218-03450778-105-2003 «Краска для разметки проезжей части автомобильных дорог» [14], поэтому дополнительных расходов на это не предполагается, потому общий перечень технических параметров и испытаний одинаковые для органорастворимых и красок.

4. Дополнительные расходы, связанные с мониторингом. Эти расходы связаны с контролем за соблюдением границ ЛОС в красках для дорожной разметки. Дополнительные затраты на контроль в крупных магазинах или оптовиков не ожидается, так как дорожная разметка, как правило, закупается непосредственно в производителей. Дополнительные расходы не потребуются, поскольку все органы мониторинга в настоящее время способны определить содержание ЛОС в красках.

5. Расходы на хранение. Переход к использованию водно-дисперсионных красок будет способствовать экономии средств при хранении материалов. Это связано с тем, что не потребуются профилактические меры безопасности по сравнению с горючими материалами на основе растворителей.

6. Влияние на производителей. Большинство производителей красок в Украине уже производят системы на водной основе [15]. Поэтому необходимость больших инвестиций для совершенно новых производственных мощностей не понадобится.

7. Расходы на оборудование для нанесения разметки. Здесь главным условием является использования в разметочных машинах нержавеющей стали в местах, контактируют с краской. Это связано с тем, что водно-дисперсионные краски содержат воду, которая способствует коррозии. Такие расходы можно сократить заменяя только отдельные части аппаратов (трубки, емкости для краски, распылители) без приобретение новой техники. Учитывая цены на новую технику (10-250 тыс. евро в зависимости от типа) приобретение отдельных частей позволит сократить расходы на переход к использованию водно-дисперсионных разметочных красок [8].

К тому же учитывая легкость промывки всего оборудования, без использование не дешевых растворителей, эти расходы в результате компенсируются.

8. Влияние на импорт и экспорт. Рынок дорожной разметки является в значительной степени региональным бизнесом. Импорт красок для разметки занимает очень малую долю и при введении новых нормативов его рост не будет иметь существенного влияния на рынок в целом.

В результате введения новых правил украинские компании-производители будут иметь возможность продолжать экспортировать краски для дорожной разметки основе растворителей на рынки окружающих Украины.

9. Влияние на функционирование внутреннего рынка и конкуренции. На рынке дорожной разметки можно дифференцировать в общем два типа производителей: производители дорожной разметки, производящих все виды дорожной разметки (например, водно-дисперсионные краски, краски на основе растворителей, термопластики, холодные пластики и т.д.) и производители лакокрасочных материалов, которые используются в различных сферах (краски для дорожной разметки, промышленные краски, строительные краски и т.д.). В связи с тем, что в Украине водно-дисперсионные краски производит целом второй тип производителей, то ожидается массовый выход на рынок материалов для разметки новых игроков и значительное рост конкуренции. Что влечет повышение качества продукции и
снижение цены.

10. Влияние на эксплуатационные расходы. Известно, что системы на основе растворителей имеют риски воспламеняемости, взрыва и загрязнения грунтовых вод. Поэтому, реализация законодательного ограничения содержания растворителей в красках для разметки снижает потребность в безопасности обращения с материалами при транспортировке, хранении и нанесении. Таким образом, использование красок на водной основе будет означать снижение расходов на меры безопасности при транспортировке, хранении и нанесении.

11. Социальные последствия и влияние на здоровье. Внедрение новой границы для содержания ЛОС в красках для дорожной разметки приведет к сокращению антропогенных выбросов ЛОС.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, можно сделать вывод, что во многих странах мира большое внимание уделяется проблемам загрязнения окружающей среды, воздействия загрязнения на изменение климата. С точки зрения защиты окружающей среды и защиты здоровья граждан краски для разметки дорог, представляют собой источник летучих органических соединений, которые выделяются при затвердевании покрытия и имеют разный токсическое воздействие.

В отличие от многих рассматриваемых стран в Украину ограничения по ЛОС как для декоративных красок, так и для разметочных красок в данный момент отсутствуют.

Стандарт на краску для дорожной разметки регламентирует только содержание сухого остатка в краске на уровне не менее 70%, следовательно летучая часть краски должна составлять не более 30%.

Установлено, что в связи с вступлением Украины в ВТО и намерением подписать с Евросоюзом соглашение об ассоциации, необходимо сближение украинского нормативной базы с европейской и мировой законодательной системой экологической безопасности.

Целесообразным будет использование зарубежного опыта по ограничение содержания растворителей в красках для разметки дорог.

Доказано, что последствия введения законодательного ограничения содержания летучих органических соединений в красках для разметки будут иметь положительный эффект в перспективе и способствовать развитию рынка. При этом важно постепенно снижать содержание ЛОС в несколько этапов: с 30% до 25%, затем с 25% до 20%, а с 20% до 10%. Поэтапное ограничение в течение 5 лет позволит избежать проблем с производством и поможет максимально безболезненно перейти на использование для разметки автомобильных дорог красок.

Перспективами дальнейших исследований являются:

- Разработка плана внедрения нормативов по ЛОС в лакокрасочных материалов в Украине;

- Создание модифицированных красок для разметки с пониженным содержанием ЛОС.

 

Литература

1. Костова Н.З. Разметка автомобильных дорог в России: Обзорн. информ. / Н.З. Костова, В.М. Юмашев // Автомобильные дороги и мосты. – 2005. – № 4. – 114 с.

2. Гончаренко Ф.П. Сучасні технології для влаштування дорожньої розмітки / Ф.П. Гончаренко, Ю.Ф. Гончаренко, Л.В. Столярова // Автошляховик України. – 2007. – № 5. – С. 43-45.

3. Воробьев А.В. Лакокрасочные материалы для дорожной разметки / А.В. Воробьев, В.А. Мышленникова, А.Л. Ковжина, Л.Н. Машляковский, В.В. Морозов // Лакокрасочные материалы и их применение. – 2007. – № 6. – С. 42-44.

4. Андруцкая О. М. Развитие мирового и Российского рынков ЛКМ в 2011 г. / О. М. Андруцкая // Лакокрасочные материалы и их применение. – 2011. – № 12. – С. 6.

5. Jorge Prieto. Painting the future green / Jorge Prieto // European Coatings Journal. – 2010. – № 4. – p. 20-25.

6. Kerry Pianoforte. 38th Annual Waterborne Symposium / Kerry Pianoforte // Сoatingsworld. – 2011. - № 4. - p. 36-37.

7. Reg Adams. Europe poised for switch towards water-based road-marking paints? / Focus on pigments. – 2003. - № 6. - p. 4-5.

8. Report on potential scope extension of the directive covering road markings. Review of directive 2004/42/EC. Ocopol GmbH Institute for Environmental Strategies. Hamburg. - 2011. – 34 p.

9. Clean Air Act Amendments of 1990 [Electronic Resource]. – Mode of access : URL: http://epa.gov/oar/caa/caaa_overview.html.

10. Volatile Organic Compound (VOC) Concentration Limits for Architectural Coatings Regulations, Canadian Environmental Protection Act, 1999, Canada Gazetta Vol. 143, Ottawa/CA, 30.9.2009 [Electronic Resource]. – Mode of access: URL: http://www.qazette.qc.ca/rppr/p2/2009/2009-09-3Q/html/sor-dors264-enq.html.

11. APAS Document D181 Volatile Organic Compounds (VOC) Limits 2006 [Electronic Resource]. – Mode of access: URL: http://www.apas.gov.au/PDFs/D181.pdf.

12. NZRF Roadmarking Materials Guide July 2009 NZ Roadmarkers Federation Inc Auckland [Electronic Resource]. – Mode of access:URL : http://www.nzrf.co.nz/techdocs/NZRFMaterials-Guide.pdf.

13. Implementation and Review of Derective 2004/42/EC / Ocopol GmbH Institute for Environmental Strategies. – Hamburg, 2009. – 544 p.

14. Фарба для розмічання проїзної частини автомобільних доріг. Технічні вимоги : ГСТУ 218-03450778-105-2003. – К. : Укравтодор, 2003. – 29 с. – (Галузевий стандарт України).

15. Мережко Н. Ринок лакофарбових матеріалів в Україні / Н. Мережко, Р. Домніченко // Товари і ринки. – 2011. – № 2. – С. 5-12.

Перевод статьи с журнала «Товарознавчий вісник». – 2014. – №7. – С. 60-67.

Другие материалы в этой категории: Битумные мастики для разметки дорог »

Рекомендуем прочитать: