Популярные статьи:

Понедельник, 29 Июнь 2015 15:39

Проблема автоматизации вождения разметочных машин

Данник А.И., Нелюба Д.Н. Проблема автоматизации вождения разметочных машин

Основным назначением дорожной разметки является обеспечение визуальной ориентации участников дорожного движения в случае выбора траектории, направления и режимов движения в различных дорожных условиях [1]. То есть она должна решать такие основные задачи:

- направлять потоки автомобилей, показывая направление проезжей части дороги, обозначать границы дорожного полотна на фоне окружающей местности;

- предупреждать участников дорожного движения об особых или опасных участках дороги;

- регулировать дорожное движение, например, резервируя определенные участки проезжей части дороги для определенных групп его участников, и регулировать доступ для объезда или обгона, а также изменения полосы движения;

- дополнять и усиливать информацию, что есть на дорожных знаках.

Международная статистика утверждает, что на качественно размеченной автодороге количество дорожно-транспортных происшествий снижается на 15-20% [2]. Для получения высококачественной, долговечной разметки необходимо обязательное выполнение условия качественного выполнения работ по ее нанесению. Высокое качество разметки на 80% определяется качеством выполнения работ по ее нанесению и лишь на 20% - качеством материала [3]. Качество разметки, правильность технологии нанесения, а также ее дизайн должны обеспечивать разметочные машины.

Большинство машин для разметки автодорог в Украине являются образцами старой и практически не автоматизированной техники. Учитывая высокую стоимость зарубежных машин нового поколения и недостаточное финансирование дорожного хозяйства страны, очень остро встает вопрос модернизации существующего парка машин.

Во многих случаях процессу нанесения разметки предшествует натягивания на дорожном покрытии по оси будущей разметки струны, вдоль которой краской наносятся специальные точки. А ориентация разметочной машины осуществляется с помощью направляющего ролика, который располагается в одной вертикальной плоскости с осью рабочего органа и осью полосы разметки, что наносится. При таком способе практически все операции выполняются вручную в условиях интенсивного автомобильного движения. К тому же необходимо привлечь большое количество обслуживающего персонала, которому приходится работать в условиях повышенной опасности. Кроме того, чтобы не подвергать дополнительной опасности работников, очень часто участок дороги, на котором выполняются работы, перегораживают с помощью другой техники, что ведет к увеличению затрат, резко сокращает пропускную способность дороги и создает опасность столкновения транспортных средств.

Водителю разметочной машины приходится постоянно следить за положением очень часто плохо видимого направляющего ролика (или другого визирного устройства) относительно ранее заданной траектории. При этом на него действует ряд негативных факторов: усталость, отвлечение внимания на контроль работы агрегатов и самой машины, ограниченное быстродействие и др. Все это ведет к отклонениям движения машины от заданной траектории и, как следствие, к ухудшению качества дорожной разметки.

Автоматизация в процессе нанесения разметки на современном этапе развития дорожной техники сводится преимущественно к автоматическому управлению системой ее нанесения, то есть соплом или матрицей из многих сопел [3]. Практически не рассматривается проблема полной автоматизации процесса вождения самой разметочной машины, которая по-прежнему управляется на дороге водителем-оператором. В моделях машин, где может быть предусмотрено разделение функций водителя и оператора, для качественного нанесения разметки необходим высокий уровень взаимопонимания и согласованности их действий. Широкая номенклатура существующей техники для разметки дорог требует универсальных и относительно дешевых решений в области автоматизации процесса вождения.

Для реализации автоматического управления движением разметочной машины в первую очередь необходимо решить следующие задачи:

- выполнить обзор доступных способов задания базовой траектории для вождения разметочных машин и выбрать наиболее приемлемый с учетом требований, которые могут предъявляться к их систем автовождения;

- согласно выбранного способа задания базовой траектории выполнить выбор чувствительного элемента;

- предложить алгоритм функционирования системы автовождения разметочной машины.

Полная автоматизация процесса вождения разметочных машин вместе с автоматизацией процесса нанесения дорожной разметки позволит снизить трудоемкость этого процесса, и, как следствие, повысить производительность труда и улучшить качество разметки, что наносится.

Список литературы

1. Розмітка дорожня. Технічні вимоги. Методи контролю. Правила застосування: ДСТУ 2587-94. – [Чинний від 1995 – 01 – 01]. – К: Держстандарт України, 1994. – 39 с. – (Національний стандарт України).

2. Жилин С. Новые разметочные машины на дорогах России // Дорожная техника и технологии. – 2001. – № 5. –  Режим доступа к журн.: http://rdt.ru/publications/razmetka.

3. Костова Н.З., Юмашев В.М. Разметка автомобильных дорог в России //  Автомобильные дороги и мосты. – 2005. – № 4. – Режим доступа к журн.:  http://stroy.dbases.ru/Data1/48/48049/index.htm#i498757.

Перевод статьи со сборника тезисов "Современные направления теоретических и прикладных исследований (том 3)": междунар. науч.-практ. конф., 16-27 марта 2009 г.: тезисы докл. – Одесса: Науч.-иссл. проект.-констр. институт морского флота Украины, 2009. – С. 72-73.

Рекомендуем прочитать: