Видео

 

Мы в VK

Популярные статьи:

Среда, 03 Февраль 2016 21:06

Технологии и способы нанесения линий дорожной разметки

В последние годы в связи со значительным увеличением парка легкового и грузового автотранспорта страны возрастала роль технических средств, обеспечивающих организацию дорожного движения.

Одну из важнейших ролей здесь играет качество и функциональность дорожной разметки, обладающей, как известно, особенностям, не присущими дорожными знакам, светофорам, сигнальным столбикам. Линии и символы дорожной разметки позволяют точно узнать границы полос движения, места остановки транспортных средств, участки, где ограничена и запрещена стоянка автомобилей, расположение пешеходных переходов. И потому весьма отрадно наблюдать, что Росавтодор и органы управления автомобильными дорогами всех уровней власти начинают уделять вопросам качества дорожной разметке повышенное внимание.

Сегодня на федеральные автомобильные дороги наносится горизонтальная разметка с применением разнообразных материалов и изделий: высоконаполненных красок и эмалей, термопластиков, штучных форм и полимерных лент. При этом используются различные современные технологии, включая безвоздушное нанесение краски экструдерное и спрей-нанесение пластичных материалов. Их всех объединяет комплекс вопросов, которые надо решить. Самое главное, разметка должна служить долго, быть видна в любое время суток и обеспечивать безопасность. И, прежде всего, разметке необходимо иметь высокое сцепление с колесом транспортного средства, чтобы при торможении не происходило заноса. Особенно это важно для двухколесных машин, в частности мотоциклов, владельцы которых частенько пренебрегают правилами дорожного движения., запрещающими ездить по разметке, разделяющей автомобильные ряды. К счастью водителей и пешеходов, Россия уверенно движется по пути решения большинства вышеперечисленных задач.

Последней новацией в данной сфере можно считать технологию горизонтальной структурированной дорожной разметки. Ее отличает повышенная стойкость к истиранию элементов разметки и их отличное сцепление с колесом, а также наличие стеклошариков – компонента, придающего разметке способность к световозвращению, улучшающему ее видимость. Такого вида дорожной разметки раньше не было в национальном стандарте. Первые эксперименты по ее нанесению были проведены в Воронежской области примерно в 1995-1996 годах. В течение ближайших месяцев структурированная дорожная разметка получит статус нормированной технологии, имеющей право на применение в дорожном хозяйстве нашей страны. Правовой основой для данного начинания послужило то, что, например, в Федеральном управлении «Центральная Россия» с 2003 года действует стандарт организации, в который включены более жесткие требования к разметке , чем в национальном стандарте. Этот документ увязан с европейскими нормами. В его развитие специалистами МАДИ (ТУ) и Научно-производственного центра «М Дорконтроль» был разработан и разрабатывается ряд нормативных документов, на основе которых будут внесены изменения в национальные стандарт на дорожную разметку. Сейчас нормативы находятся на стадии утверждения.

Хорошо известно, что существует достаточно серьезная проблема обеспечения видимости дорожной разметки ночью в дождливую погоду. Даже разметка термопластиком, выступающая над поверхностью асфальта на несколько миллиметров, оказывается под слоем воды, не говоря уже о разметке краской, имеющей толщину не менее 1 мм. Выход – создание специальной структурированной разметки, «рваная» поверхность которой позволяет пропускать воду между бугорками материала. В темное время при дожде видимость такой разметки мало отличается от ее видимости в сухую погоду. Структурированную разметку можно выполнять как из пластиков, так и из полимерных лент, имеющих рельефную структуру. Есть надежда, что скоро данный вид разметки начнут применять в больших объемах на федеральных автомобильных дорогах, имеющих значительную ширину проезжей части, где в дождь большое количество воды уходит с поверхности через крайние полосы.

На практике подобная ситуация характеризуется тем, что человек за рулем видит из транспортного средства разметку в перспективе, когда ее бугристая поверхность сливается, зрительно образуя единую линию. Изменение угла зрения водителя в таком положении составляет около 1,5°. Функциональность разметочному составу придают такие компоненты, как микростеклошарики и фракционный материал, который способствует повышению видимости разметки в темное время суток в отраженном свете фар и улучшает ее сцепление с колесами транспорта, что крайне важно в дождливую погоду и зимой, когда скользкие обледенелые полосы представляют реальную опасность для жизни автомобилистов.

Согласно существующему ГОСТу нанесение микростеклошариков должно проводиться в обязательном порядке везде, кроме дорог 4-й категории. В термопластик шарики, как правило, вводятся в нескольких уровнях – внутрь разметочного материала – и наносятся непосредственно на его поверхность. Вначале на световозврашение начинают работать шарики, которые находятся наверху. Под колесами автомобилей они с течением времени они постепенно матируются либо перестают функционировать. Одновременно с этим стирается верхний слой термопластика, но обнажается и начинает работать уже следующий слой, где также есть стеклошарики. «Многослойность» материала увеличивает стоимость разметки, но и существенно повышает ее эффективность.

Эксперты также возлагают большие надежды на использование при нанесении разметки уже упомянутой полимерной ленты, которая наклеивается на существующий или втапливается в свежеуложенный асфальтобетон. Эта технология получила широкое распространение за рубежом в тех странах, где обеспечение безопасности движения стоит на первом месте и на дорожное хозяйство выделяются серьезные бюджеты. Наклеивание ленты применяется в основном при организации движения по временным схемам, например, при производстве дорожных работ. Главное достоинство такой разметки – это четкое направление движения транспортного потока, особенно в сложных местах: при сужениях проезжей части, на криволинейных участках и т. п. По окончании работ временная разметка легко удаляется вручную просто путем отрыва ленты от асфальта. При этом повышенные затраты на разметку лентой с лихвой компенсируются за счет снижения аварийности, а также за счет отсутствия затрат на дорогостоящую демаркировку временной разметки.

Второй вариант предполагает нанесение разметки на еще горячий асфальтобетон или разогретый специальными устройствами для инфракрасного нагрева асфальтобетонных покрытий, типа КМ 4-48, КМ 2-36 и других, когда уложенную ленту прикатывают катками. При этом получается долговечная постоянная разметка, способная выдержать до 8 млн. наездов шин, (для сравнения: краска выдерживает до 500 тыс. наездов, а термопластик – около 1,5 млн. наездов) и обеспечивающая безопасность движения, так как сохраняет свои безопасность движения, так как сохраняет свои световозвращающие свойства и хорошее сцепление с колесами машин в течение всего срока службы. А служит такая разметка от 2 до 6 лет в зависимости от интенсивности и характера движения на участке, но в любом случае в 4 раза дольше термопластика и в 20 раз дольше краски. Сейчас в стране проводятся многочисленные эксперименты по применению такой разметки. Она была нанесена на 3 участках с высокоинтенсивным движением в Москве (2004 год – Ленинский пр-т, 2005 г.- Моховая улица и улица Новый Арбат), на участках федеральных трасс под Москвой (М-2, 2004г.) и недалеко от г. Тобольска (2005 г.), а также на одной из центральных площадей г. Казани (2005 г.). Сейчас за данными участками установлено наблюдение в целях определения дальнейших перспектив применения лент в России.

Что касается затрат на данный вид разметки, то сейчас разметка краской обходится примерно в 100 руб., термопластиком – примерно в 600 руб., а полимерной лентой – от 1500 до 2200 руб. за 1 м2 готовой разметки. Но если принять во внимание приведенные выше совершенно различные сроки службы разметки, то ленточный вариант оказывается вполне сопоставим с указанными затратами на выполнение работ по разметке красками или термопластиками. Проблема состоит лишь в том, что единовременные затраты на выполнение разметки лентами существенно выше, и потому ее стоит применять только на многополосных дорогах и улицах с высокоинтенсивным движением, где кроме финансовых показателей на первое место выступает задача обеспечения безопасности движения в течение срока службы разметки.

Однако очевидными цифрами убедить государство применять прогрессивные технологии, включая разметку лентой, сложно. Ведь для того, чтобы решить дорожную проблему, нужно прежде всего решить проблему финансирования отраслей. А пока Россия тратит на автомобильные дороги чуть больше 1% национального бюджета, хотя в большинстве развитых стран это около 3% бюджета.

Снизить наличие вредных компонентов удается за счет применения новых материалов и технологий. Появляется оборудование, которое позволяет наносить более вязкие материалы, с меньшим количеством растворителя, и при этом заметно улучшается качество разметки. Так, в старом варианте у нанесенного рисунка не было четких краев, а теперь можно видеть очерченную границу между участком, где есть краска, и поверхностью асфальтового покрытия, где ее нет.

По мнению подвижников новых технологий, широкое применение современных материалов и изделий при устройстве горизонтальной дорожной разметки может стать одним из способов решения задачи по повышению безопасности дорожного движения, поставленной президентом России в своем послании к Федеральному собранию в мае 2006 года. Говорить об актуальности проблемы еще раз просто не имеет смысла – нужно действовать, а все необходимое для этого, как показывает практика, у страны есть.

Научно-производственный центр «М Дорконтроль»

Рекомендуем прочитать: