Популярные статьи:

Вторник, 22 Сентябрь 2015 18:41

Термопластик как современный материал для дорожной разметки

На сегодняшний день существует несколько основных видов материалов для дорожной разметки: краски, термопластики, холодные пластики, спрей-пластики, полимерные ленты и световозвращатели (катафоты), из которых краски и термопластики получили наиболее широкое применение.

Явным преимуществом термопластиков является их высокая долговечность, к тому же, в отличие от красок, в них отсутствуют растворители и легко летучие продукты, что сводит к минимуму экологическое воздействие на природу и улучшает условия труда персонала, производящего работы по нанесению разметки.

Термопластик представляет собой терморазмягчаемый материал в виде сыпучей смеси из полимерных связующих, минеральных наполнителей, пигментов, пластификаторов и функциональных добавок, образующей после разогрева, вымешивания и охлаждения твердое непрозрачное покрытие.

Выпускается термопластик двух типов: со световозвращающими стеклошариками и без них, причем стеклошарики могут быть либо уже включены в сырьевую смесь, либо наноситься на поверхность еще горячего термопластика до его отверждения.

Нанесение дорожной разметки термопластиком осуществляют механизированным способом с использованием специального разметочного оборудования или вручную с помощью специальных устройств - волочильных ящиков.

 

Сырьевые материалы

Производители термопластиков для дорожной разметки используют различные виды сырьевых материалов в различных соотношениях, и конечные рецептуры являются, как правило, коммерческой тайной.

Типичный состав сырьевой массы термопластика включает:

Полимерные связующие

В качестве связующих наибольшее распространение получили полиэфирные и углеводородные смолы. Полиэфирные смолы более токсичны и при рабочих температурах обладают резким запахом. Помимо этого, термопластик для дорожной разметки на этих смолах, по опыту производителей, несовместим с большим числом полимерных материалов, использующихся в качестве модифицирующих добавок, обладает высоким влагопоглощением и более низкой, чем у термопластиков на углеводородных смолах, износоустойчивостью, вследствие чего в современных термопластиках, обычно применяются углеводородные смолы.

Наполнители

В термопластиках используются как кварцевые, так и карбонатные наполнители. Карбонатные представлены различными видами карбоната кальция (мраморный отсев, микрокальцит) и доломитом, кварцевые - песком и тонкомолотыми кварцевыми наполнителями.

Важнейшими характеристиками наполнителей в термопластике являются их гранулометрический состав, обеспечивающий необходимые значения текучести расплава и влияющий на основные эксплуатационные свойства конечного материала, и белизна, высокие значения которой позволяют достигнуть показателей белизны термопластика, соответствующих нормативным требованиям.

Пигменты

Наибольшее распространение в рецептурах термопластиков получил пигмент диоксид титана. Пигмент обеспечивает необходимые значения белизны разметки.

Пластификаторы

Использование пластификаторов требуется для получения расплава термопластика с хорошей текучестью, определяющей расход материала и ровность краев при нанесении дорожной разметки. В качестве пластификаторов широко применяются масло ПОД и трансмиссионное масло.

Некоторые рецептуры также содержат диоктилфталат или его аналоги, но значительное число производителей отказалось от его использования из-за высокой токсичности.

Функциональные добавки

Введение функциональных добавок в состав термопластика необходимо для достижения высоких значений его технических характеристик. Каучуки-эластопласты являются той добавкой, без которой не обходится ни одна рецептура современного термопластика. Как правило, в состав сырьевой смеси вводится 0,5-2% SIS – стирол-изопрен-стирол блоксополимера, придающего материалу гибкость, снижающего его водопоглощение и повышающего адгезионные свойства.

Также широко применяются антиседиментационные добавки, позволяющие обеспечить равномерность качества разметки на дорожном полотне, добавки, снижающие липкость поверхности термопластика, и другие добавки, в зависимости от того, какие характеристики конечного материала нуждаются в корректировке.

 

Методы испытания

Температура плавления

Определяется как температура перехода сырьевой смеси термопластика из твердого агрегатного состояния в жидкое. Ее значение устанавливают при помощи термометра.

Рабочая температура

Рабочей температурой называется температура, при которой расплав термопластика становится полностью однородным. Измеряется с помощью термометра. Лимитирующей стадией процесса достижения однородности расплава, как правило, является растворение модифицирующей добавки SIS, которая содержится в составе сырьевой смеси в виде гранул.

Рабочая температура является важной технологической характеристикой термопластиков, ее необходимое значение подбирается в зависимости от эксплуатационных особенностей применяемого разметочного оборудования и должно быть в пределах 180-210°С.

Текучесть

Текучесть расплава термопластика определяется как масса лепешки термопластика, вытекшей из металлической воронки с диаметром сопла 10 мм, предварительно нагретой до 200ºС, за установленное время. Выражается в граммах в секунду (г/с).

Белизна и коэффициент яркости

Важнейшие характеристики термопластика, определяющие его визуальные свойства на дорожном полотне. Их значения устанавливают согласно ГОСТ 52576-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний» с использованием блескомеров или спектрофотометров, позволяющих производить измерения в цветовых моделях L*a*b и XYZ. Выражаются в процентах.

Плотность

Определяется по ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний» и должна быть в пределах 1,85-2,20 г/см3.

Время высыхания

Для термопластиков устанавливается время высыхания до степени 3. Оно должно составлять не более 20 минут. Измерение проводят по ГОСТ 19007-73 «Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания».

Адгезия на отрыв от асфальтобетона

Адгезионная прочность термопластика на отрыв от асфальтобетона определяется как усилие, необходимое для отрыва образца термопластика от асфальтобетонной подложки. Адгезия термопластика в значительной степени зависит как от состава сырьевой смеси, так и от температуры термопластика при его нанесении на асфальтобетон, поэтому все образцы для испытаний должны формоваться при одинаковых температурах расплава. Адгезия термопластика к асфальтобетону измеряется при помощи адгезиметра и должна быть более 0,5 МПа.

Истираемость

Важнейшая характеристика, определяющая долговечность дорожной разметки, однако, ее значение для термопластиков не регламентировано ни одним из действующих стандартов. Может измеряться как в обычных условиях, так и во влажной среде с использованием абразивов.

Морозостойкость

Измеряется для покрытия термопластика, нанесенного на асфальтобетон и насыщенного водой в течение 2 суток. Время одного замораживания составляет 2,5 часа при температуре -18°С, оттаивание проводится в 3% водном растворе хлорида натрия при температуре 20°С в течение 2,5 часов.

Морозостойкость термопластика должна составлять не менее 10 циклов замораживания-оттаивания.

Водопоглощение

Определяется по разнице в массе образцов термопластика до и после выдерживания их в воде в течение 2 суток и не должно превышать 0,01%. Методика измерения описана в ГОСТ 21513-76 «Материалы лакокрасочные. Методы определения водо- и влагопоглощения лакокрасочной пленкой». Стойкость к статическому воздействию химических реагентов Согласно ГОСТ Р 52575-2006 составляет не менее 72 часов и определяется наблюдением за видимыми повреждениями поверхности покрытия из термопластика при выдержке его в:

  • воде и 10% водном растворе гидроксида натрия при 20±2°С;
  • 3%-ом и насыщенном водном растворе хлорида натрия при 0±2°С.

Методика проведения испытаний описана в ГОСТ 9.403-80 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию
жидкостей».

Рекомендуем прочитать: