Популярные статьи:

Среда, 23 Сентябрь 2015 18:27

Материалы для разметки дорог

Разметка  проезжей  части стала необходимым  и  привычным элементом  дизайна автомобильных дорог. Являясь важным  средством  организации, упорядочения  движения  транспортных потоков,  она позволяет  без больших финансовых затрат увеличить скорость  движения автомобилей  и пропускную  способность дороги,  а также более чем на 20% уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Вид нанесенной разметки,  т. е. местоположение, формы и размеры линий, фигур и надписей, а также цвет разметки устанавливаются ГОСТ 13508-74 «Разметка дорожная»,  ВСН 23-75 «Указания по разметке автомобильных дорог» и ГОСТ Р 51256-99 «Технические  средства организации дорожного  движения. Разметка дорожная.  Типы и основные  параметры. Общие технические требования».

Наиболее  часто применяется разметка белого или желтого цвета, но в специальных случаях она может иметь и другой цвет. Горизонтальная разметка  может быть постоянной или  временной. Функциональная   долговечность  временной разметки  ограничивается продолжительностью  дорожно-строительных работ  или других событий,  потребовавших ее введения. (В  соответствии с ГОСТ Р 51256-99  временная разметка  должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение.)

Эффективность работы  разметки  определяется ее хорошей видимостью в любое время суток,  в любую погоду независимо  от времени  года и обеспечением  необходимого сцепления  с  колесом автомобиля, т. е. состоянием разметки  в течение всего срока функционирования, который, по зарубежным стандартам, должен быть не менее одного года.

Состояние разметки,  ее долговечность определяются  как свойствами  материала, из которого она выполнена, так и условиями эксплуатации: интенсивностью движения, шириной проезжей  части, наличием  искривлений и разворотов на автодороге,  назначением линий  разметки  (т. е. положением линий  или  рисунков разметки), а также климатическими условиями.

В настоящее время в России нет научно  обоснованного  нормативного документа, устанавливающего связь между условиями эксплуатации маркировочного материала и его качеством.

Эти нормы  есть в австрийском стандарте ONORM B 2440 «Разметки дорожных покрытий. Требования к материалу и его нанесению», в котором  нормируется деление материалов на четыре класса в зависимости от группы их применения, связанной с назначением линий  разметки  и интенсивностью изнашиваемости.

Для определения группы применения уровень воздействия каждого из указанных выше факторов, оказывающих  влияние на износ разметки, оценивается определенным количеством баллов.

Например, воздействие  cреднесуточной интенсивности движения разделяется на три уровня:

  • менее 5000 авт/сут. — 1 балл;
  • от 5000 до 10 000 авт/сут. — 2 балла;
  • более 10 000 авт/сут. — 3 балла.

Ширина проезжей  части до 6 м и ширина полосы движения  до 3 м — 3 балла; соответственно, то же от 6 до 7,5 м и от 3 до 3,5 м — 1 балл;  выше  7,5  и  3,5 м — 0 баллов.

Краевые  линии  — 0 баллов,  разметка мест парковки — 2 балла, разметка в сек- торе разворотов на пересечениях дорог — 3 балла,  на  искривлениях  радиусом  до 70 м и осевых линиях  — 4 балла. Линии поперечной разметки,   проезд  по  которым   осуществляется  непостоянно   — 5 баллов, постоянно — 10 баллов и т. д.

Суммируя  баллы,  получают 4 группы применения разметки:

1-я группа  (наименьшая  эксплуатационная нагрузка) — 1–4 балла,

2-я группа — 5–8 баллов,

3-я группа — 9–12 баллов,

4-я группа (наибольшая эксплуатационная нагрузка) — более 12 баллов.

Каждой группе должен соответствовать материал, обладающий оптимальными   свойствами,  обеспечивающими долговечность нанесенной разметки в течение определенного срока (т. е. относящийся к определенному классу).  При этом устанавливается четыре класса для сроков  функционирования разметки  от 12 до 48 мес.

Эти идеи заслуживают внимания и могут быть  использованы в отечественной нормативно-технической документации.

Для набора статистических данных по изнашиваемости материалов  с целью определения  их класса проводятся  испытания на стендовом оборудовании, моделирующем  условия  эксплуатации материалов на дороге. В качестве примера можно назвать кольцевой стенд СоюздорНИИ.

По результатам, полученным при стендовых  испытаниях рассчитывают долговечность разметки на автодороге. Поэтому необходимо, чтобы эти испытания были главной составной частью сертификационных испытаний каждого  нового  маркировочного  материала на рынке России.


Н.З. Костова, В.М. Юмашев

Другие материалы в этой категории: Маркировочные материалы »

Рекомендуем прочитать: